Что такое седмица по православному календарю

Православный Календарь: Все Религиозные Православные Христианские Церковніе праздники

Все религиозные православные христианские церковные праздники имеют свою историю и своё особенное значение.

Церковных православных праздников много и все их даты, дни празднования обычному человеку запомнить бывает достаточно сложно. Поэтому Православный Церковный Календарь ХристианскихРелигиозных Праздников — это необходимая в хозяйстве и быту каждого верующего человека вещь.

Ведь в большие религиозные праздники нельзя работать — это грех. Если, конечно, человек ходит на работу и нет никакой возможности избежать работы в большой православный праздник, то такое нарушение вряд ли будет считаться грехом. Но если человек может не работать в великий христианский церковный праздник, то он должен в этот светлый день отдыхать, чтить Бога, молиться.

Когда человек кушает скоромную пищу в пост — это тоже грех. А с грехами надо начинать бороться уже сейчас — потом может быть поздно.

Поэтому Православный Церковный Календарь Христианских Религиозных Праздников всегда должен быть под рукой, чтобы служить своевременной подсказкой, какой сегодня или завтра православный праздникили другое значимое религиозное событие. Женский сайт ForLove.com.ua предпринял попытку составить свой — простой и понятный религиозный церковный христианский календарь православных праздников.

Православный календарь

1 Самый главный — Великий Православный Праздник — это Пасха Христова, Воскресение Сына Божьего после Его распятия на Кресте. Религиозный христианский православный праздник Пасхи имеет свою историю и особый, глубокий смысл — ведь Пасха — это основа Христианства.

Великому и светлому празднику Пасхи предшествует Великий и очень строгий православный пост, который так и называется — Великий Пост. День празднования Пасхи Христовой каждый год — новый, т.е. дата празднования Пасхи ежегодно изменяется, передвигается по календарю.

2 Двунадесятые Непереходящие Православные Церковные Праздники — это такие религиозные православные праздники, день празднования которых всегда остается неизменной. День, дата празднованияхристианских церковных праздников в любой год — одна и та же.

Двунадесятыми называются лишь 12 самых главных, основных, основополагающих православных церковных праздников, посвященных самым важных событиям в жизни Сына Божьего Иисуса Христа и Богородицы Девы Марии.

Само слово «двунадесятые» происходит от старорусского «два на десять» — двенадцать.

Двунадесятые 12 православных праздников делятся на праздники с постоянной, неизменной датой — это 9 двунадесятых непереходящих православных праздников — и на праздники со сменной, непостоянной датой празднования — это двунадесятые переходящие праздники — таких праздников всего 3.

К Двунадесятым Непереходящим Православным Церковным Праздникам с неизменной датой празднования относится праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, церковный праздник Воздвижения Креста Господня, религиозный праздник Крещения Господня, христианский праздник Преображения Господня, православный праздник Рождества Пресвятой Богородицы, церковный праздник Рождества Христова, праздники Сретения Господня и Успения Пресвятой Богородицы.

Православные Двунадесятые (9) Церковные Непереходящие Праздники с постоянной датой:

Название Православного Двунадесятого Непереходящего Праздника День Церковного Праздника по новому стилю в любом году
Рождество Христово 7 января
Крещение Господне 19 января
Сретение Господне 15 февраля
Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля
Преображение Господне 19 августа
Успение Пресвятой Богородицы 28 августа
Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября
Воздвижение Креста Господня 27 сентября
Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря

3 Двунадесятые Переходящие Православные Церковные Праздники — это 12 основных религиозных христианских праздников, день, дата празднования которых каждый год изменяется, не является постоянной. Двунадесятых Переходящих Православных Христианских Праздников — 3: это церковный праздник Вознесения Господня, православный праздник Входа Господня в Иерусалим, христианскийпраздник Святой Троицы (Пятидесятницы).

Православные Двунадесятые (3) Церковные Переходящие Праздники каждый год с новой, переменной, подвижной датой:

Название Православного Двунадесятого Переходящего Праздника День празднования Церковного Праздника по новому стилю относительно даты Пасхи
Вход Господень в Иерусалим За 7 дней до Пасхи Христовой
Вознесение Господне 40-вой день после Пасхи Христовой
День Святой Троицы (Пятидесятница) 50-тый день после Пасхи Христовой

Православные Двунадесятые (3) Церковные Переходящие Праздники каждый год с новой, переменной датой. Календарь православных церковных праздников с переходящей, переменной датой празднования вплоть до 2020 года  ищите в этой статье ниже.

4 Великие Религиозные Христианские Православные Праздники — это особенные церковные православные праздники, которые имеют особый вес и значение для Православной Веры и Русской Православной Церкви.

К Великим Православным Праздникам относится праздник Обрезания Господня, церковный праздник Покрова Пресвятой Богородицы, религиозный праздник Рождества Иоанна Предтечи, праздникУсекновения главы Иоанна Предтечи и христианский праздник Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла.

Великие Православные Церковные Праздники (5) с постоянной датой празднования:

Название Великого Православного Христианского Праздника День празднования Церковного Праздника по новому стилю в любом году
Обрезание Господне 14 января
Рождество Иоанна Предтечи 7 июля
Святых первоверховных апостолов Петра и Павла 12 июля
Усекновение главы Иоанна Предтечи 11 сентября
Покров Пресвятой Богородицы 14 октября

Православный Церковный Календарь немыслим не только без религиозных христианских праздников, но и без православных церковных однодневных и многодневных постов, сплошных седмиц и особых дней поминовения усопших.

Церковный Христианский Календарь православных постов, седмиц и дней особого поминовения усопших

Церковные православные многодневные посты:

Источник: http://forlove.com.ua/rest/534

Время Церкви: Что такое неделя и седмица? — Журнал ФОМА в Украине

«Первая седмица Великого поста завершается неделей Торжества Православия» — чудесная фраза. Она всегда заставляет задуматься даже тех, кто давно ходит в храм.

Неужели праздник длится целую неделю, то есть 7 дней? Попробуем ответить на этот вопрос.

Сразу скажем, что слово «неделя» в славянских языках означает воскресенье. Время, когда нужно ничего не делать, то есть оставить домашние дела и идти в храм. Это название связано с библейской историей о сотворении мира, когда Бог в седьмой день творения отдыхал от Своих трудов.

Так что «неделя Торжества Православия» — это первое воскресенье Великого поста, когда Церковь вспоминает окончательную победу над иконоборцами. Привычная же для нас «неделя», то есть период времени с понедельника по воскресенье в церковно-славянском языке обозначается словом «седмица» — «Сырная седмица», «Вторая седмица Великого поста», «Светлая седмица».

Впрочем, недельный круг богослужения отличается от привычного деления суток. Для нас календарный день наступает в полночь. Воскресенье сменяется понедельником, и открывается новая неделя. Именно поэтому евхаристический пост перед Причастием отсчитывается с полуночи.

В храме все происходит немного иначе. Традиционно церковный день начинается накануне вечером, когда в храмах служат Вечерню, Утреню или Всенощное бдение.

Если полностью следовать богослужебному уставу, то обычно Вечерня начинается вечером, затем монахи получают несколько часов на отдых, а потом на рассвете служится Утреня.

Продолжительность же Всенощного бдения по Типикону без сокращений — 8-10 часов, то есть всю ночь.

В начале ХХ века в Киевской духовной академии знаток церковного устава Михаил Скабалланович поставил эксперимент. Было отслужено «идеальное» Всенощное бдение. Героическими усилиями студенты академии за два месяца подготовили хор (скептики полагали, что на подготовку уйдет два года). Богослужение началось в шесть часов вечера и закончилась в два часа ночи.

Разумеется, в современных условиях вне монастырей такие долгие службы невозможны. Поэтому вечером совершается сокращенное Всенощное бдение, куда входит и Утреня, а в воскресенье совершается Литургия.

Поэтому воскресенье считается первым, открывающим днем недели (воскресным вечером совершается богослужение, относящееся к понедельнику), а не завершающим ее.

(Например, Светлая седмица длится от Пасхи до утра воскресенья, а потом начинается следующая богослужебная Седмица.

То есть недельный круг богослужения всегда начинается вечером в воскресенье и заканчивается торжественной литургией утром в следующее воскресенье).

Рассмотрим вопрос понятия недели и седмицы на примере Великого поста. Первая седмица Великого поста в 2017 году заканчивается воскресной Литургией 5 марта в неделю Торжества Православия.

При этом у Первой седмицы Великого поста есть два смысловых центра — Прощеное Воскресенье и воспоминание о дне Торжества Православия. Во второе воскресенье поста Церковь воспоминает святителя Григория Паламу, и так далее. Каждое из шести воскресений (неделей) Великого поста посвящены какому-то событию или святому.

Поэтому мы и говорим «неделя о…». Особняком стоит Страстная седмица. Начиная с Лазаревой субботы и Входа Господня в Иерусалим, Церковь вспоминает события из последней недели земной жизни Спасителя, поэтому каждый из дней Страстной седмицы посвящен воспоминанию и проживанию какого-то события евангельской истории.

Наконец наступает Светлое Христово Воскресенье и Великий пост заканчивается. Он продолжался семь седмиц, то есть 49 дней или семь наших привычных недель. Во время любого Великого поста в богослужебном календаре есть 6 недель (воскресений), не считая дня Святой Пасхи, каждое из которых, как мы говорили выше, имеет свое название:

Первое воскресенье (неделя) — Торжество Православия. В 2017 году 5 марта;

Второе воскресенье (неделя) — память святителя Григория Паламы. В 2017 году — 12 марта;

Третье воскресенье (неделя) — Крестопоклонная. В 2017 году — 19 марта. В субботу вечером в центре храма устанавливается крест, который доступен для поклонения до пятницы четвертой недели (седмицы) Великого поста;

Четвертое воскресенье (неделя) – память преподобного Иоанна Лествичника. В 2017 году — 26 марта;

Читайте также:  Отчитка псалмами - православные иконы и молитвы

Пятое воскресенье (неделя) – память преподобной Марии Египетской. В 2017 году — 2 апреля;

Шестое воскресенье (неделя) — Неделя Ваий (Вход Господень в Иерусалим). В 2017 году — 9 апреля.

Дальше идет Страстная седмица и Пасха, в 2017 году — 16 апреля.

ФОМА

Источник: http://foma.in.ua/articles/faith/vremya-tserkvi-chto-takoe-nedelya-i-sedmitsa

Великий Понедельник. Начало Страстной седмицы. Православный календарь на 2 апреля

02 Апреля 2018 07:05 / Религия

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

2 апреля (20 марта по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Великий Понедельник, первый день Страстной седмицы.

Согласно церковному Уставу, сегодня на трапезе благословляется сухоядение – невареная постная пища без растительного масла.

Далее коротко расскажем о сегодняшнем дне, а также упомянем святых, чья память совершается 2 апреля.

***

Великий Понедельник. В последний понедельник перед Пасхой начинается самый скорбный для христиан период: Страстная седмица. 

Великий Понедельник: 2 апреля – начало Страстной седмицы

Дни, когда во всех православных храмах совершаются особые богослужения, напоминающие о пути Христа на Голгофу, где Спаситель принес искупительную жертву за все человечество.

Каждый день Страстной седмицы глубоко символичен, и это не просто воспоминания событий двухтысячелетней давности, но непосредственное их сопереживание верующими.

В этот день за богослужением воспоминаются ветхозаветный патриарх Иосиф Прекрасный, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Христа; а также евангельское повествование о проклятии Господом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

(Мф. 21:18-19)

В православных храмах в Великий понедельник совершается Литургия Преждеосвященных Даров, уникальное богослужение Великого поста и Страстной седмицы, во время которого христиане причащаются Святыми Дарами, освященными прежде. С особой, скорбной торжественностью эту Литургию всегда совершает Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, в чьих проповедях особенно глубоко звучат ключевые темы Страстной седмицы:

И хотя для большинства верующих в эти будние дни непросто посещать храм, каждому из нас очень важно найти возможность взять в руки Священное Писание. Чтобы прочесть о событиях Страстной седмицы и открыть свое сердце великой скорби Распятия и радости Светлого Христова Воскресения.

***

Преподобные Иоанн, Сергий, Патрикий и прочие в обители святого Саввы убиенные. Святые страдальцы, принявшие мученическую смерть за Христа и Его Церковь от нечестивых сарацинов-мусульман в 796 году.

Мученица Фотина (Светлана) самаряныня, ее сыновья мученики Виктор, нареченный Фотином, и Иосия; и сестры мученицы: Анатолия, Фото, Фотида, Параскева, Кириакия, Домнина и мученик Севастиан.

Та самая жена-самарянка, с которой беседовал Господь у колодца. Пострадала за Христа при императоре Нероне в Риме в 66 году от Рождества Христова.

Вместе с ней пострадали за Христа оба ее сына, сестры и мученица Домнина.

Источник: https://tsargrad.tv/articles/velikij-ponedelnik-nachalo-strastnoj-sedmicy-pravoslavnyj-kalendar-na-2-aprelja_122185

Сплошная седмица: что это? Сплошные недели в 2018 году

Седмица (буквально «семерка», от слав. седмь; греч. έβδομάς, от έπτά – «семь») – церковнославянское название недели, семидневного календарного цикла.

Седмица – неделя с понедельника по воскресенье. В сплошные седмицы отсутствуют посты по средам и пятницам.

Сплошные седмицы  в 2018 году 

Сплошных седмиц пять:
1. Святки – с Рождества до Крещения , с 7 до 18 января .
2. Мытаря и фарисея – за две недели до Великого Поста – 29 января — 4 февраля.
3.

Сырная (масленица) – неделя перед Великим Постом (разрешается всю седмицу яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса) – 12 — 18 февраля.
4. Пасхальная (Светлая) – неделя после Пасхи – 9 — 15 апреля.
5.

Троицкая – неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом) – 28 мая – 3 июня.

Можно ли причащаться на сплошной седмице?

Подходит к концу сплошная седмица — одна из подготовительных недель перед Великим постом.

В связи с этим у многих прихожан возникает вопрос: а как причащаться в ближайшие субботу и воскресенье, ведь обычная подготовка к принятию Святых Христовых Таин включает в себя, в том числе, телесный пост? Следует ли дерзать приступить к Чаше, не постившись, или наоборот, нужно поститься обычным порядком и при этом игнорировать установления церковного устава, предполагающего в сплошную седмицу отсутствие поста даже в среду и пятницу? А может, вообще в этот период не следует приступать к причастию?

За разъяснением этого сложного для многих момента обратимся к нескольким уважаемым и авторитетным священнослужителям. Их попросили ответить на два вопроса: можно ли причащаться на сплошной седмице и в следующее за ней воскресенье? если да, то как следует готовиться к причастию в эти дни?

Наместник Соловецкого ставропигиального мужского монастыря архимандрит Порфирий (Шутов):

– В понимании этого вопроса нам нужно разделять обилие пастырских практик и частных мнений, которые могут быть, и требования устава. Есть граница для частных богословских мнений и пастырских практик, и в данном случае состоит она в том, что Литургия в этот день совершается, а это значит, что Церковь благословляет причащение верующих.

Мне довелось в жизни встречаться со священниками, которые убеждены в том, что в сплошные седмицы нельзя причащать, и категорически отказывают в этом верующим. Приходилось видеть, насколько это зачастую было болезненно для людей.

И понятно, почему, ведь те могут находиться в разных духовных и душевных состояниях.

Например, бывает период какой-то особой скорби у человека, когда он естественным образом постится, поэтому греха не будет, если в сплошную седмицу он по состоянию души и тела не будет вкушать скоромного, а по расположению души будет устремлен к причастию, будет искать у Христа помощи в своих сложных обстоятельствах.

Поэтому причащаться можно, нужно и необходимо в таких случаях, и Церковь как любящая Мать ни в коем случае не отвергает своих чад от этого укрепления – самого большого, которое она может дать – через причастие Святых Тела и Крови Христовых.

Мудрый устав церковный знает сплошные седмицы. В то же время это не значит, что к причастию в данный период можно не готовиться постом, молитвой.

В сплошные седмицы, как и всегда, необходима подготовка к причастию, а вот конкретные вопросы уже нужно оставлять на усмотрение пастыря и его духовного чада: например, именины могут случиться в этот период — как верующему попоститься, чтобы достойно принять причастие? При рассмотрении таких вопросов есть множество индивидуальных, частных обстоятельств, которые нужно принимать во внимание.

Ну, а в целом, если есть послабление поста и, в частности, полная его отмена в среду и пятницу на сплошной седмице, то думается, что можно определенное послабление в этой части приготовления и предусмотреть. Это дело индивидуального духовного суждения пастыря и пасомого.

Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, настоятель московского храма Воскресения Словущего на Успенском вражке протоиерей Николай Балашов:

– Причащаться, конечно, можно. В те дни, когда нельзя причащаться, и Литургия не служится, например, в Великую пятницу на Страстной седмице.

Подготовка к причастию на сплошной седмице зависит от человека и от того, как часто он причащается. Думаю, что тем, кто причащается часто, — скажем, каждую неделю — достаточно соблюдать установленные посты. Этому правилу в основном и следует духовенство.

А как налагать на других бремена, которых сам не несешь? Думаю, это дурно и неправильно.

А вот тем, кто причащается совсем редко, – скажем, раз в году или и того реже – и по какой-то причине нуждается в Таинстве именно в эти дни, я бы, пожалуй, посоветовал попоститься хотя бы несколько дней, хоть седмица и сплошная.

Главная же подготовка, конечно, не в диете, а в испытании совести, в жажде иной жизни: «Да испытывает себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей» (1 Кор. 11:28).

Первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, настоятель Патриаршего подворья – храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве протоиерей Максим Козлов:

– Нет Божественной литургии, за которой верующим нельзя было бы причащаться Святых Христовых Таин. И в этом смысле никакая сплошная седмица не является периодом, когда православный человек не должен причащаться, если имеет к тому побуждение и желание.

Что касается вопроса о том, следует ли держать пост перед причастием в сплошную седмицу, то, руководствуясь духом и буквой Типикона, следует отметить, что устанавливать для себя пост в то время, когда Церковь его отменяет, значит, как минимум, самочинствовать и налагать бремена, которых налагать не нужно.

Читайте также:  Никольский собор в нижнем новгороде, расписание богослужений, адрес, история

С точки зрения внешней подготовки к причащению все просто: в сплошную седмицу кушайте то, что разрешается, — то есть скоромное, но не устраивайте себе пир «от пуза» накануне причащения.

Ведь понятно, что и в постный день можно съесть три килограмма жареной картошки вплоть до того, чтоб потом страдать от несварения желудка, это тоже не будет должным способом приготовления к принятию Святых Христовых Таин.

Тем более следует воздержаться от неадекватного употребления алкоголя.

Какие препятствия могут возникнуть у желающего причаститься в сплошную седмицу? С моей точки зрения, препятствие может быть только одно: недопустимо приступать к Святым Тайнам тому, кто сознательно и лукаво откладывает причастие на сплошную неделю, чтобы не готовиться к нему.

Предположим, причащается человек три или четыре раза в год, и вместо того, чтоб дождаться Великого поста, поговеть, собраться, он говорит: «Причащусь-ка я на сплошной седмице после Недели мытаря и фарисея, на Масленице и в Светлую неделю – так можно будет не поститься перед принятием Святых Таин». Понятно, что если идеей причастия в этот период является не устремление ко Христу, а бегство от поста, то человек, который руководствуется такими мыслями, поступает лукаво, ему можно посоветовать ради пользы его же духовного и телесного здоровья подумать о себе и пока не причащаться.

Заместитель председателя Синодального отдела по делам молодежи, наместник Высоко-Петровского ставропигиального монастыря Москвы игумен Исидор (Тупикин):

– Причащаться на сплошной седмице не только можно, но и нужно. Совершение священником Божественной литургии предполагает причащение присутствующих на ней.

Как быть с постом перед причастием? Если речь идет о так называемых «практикующих» верующих (часто причащающихся, понимающих смысл поста), то по индивидуальному благословению духовника возможно причащение без многодневного поста – достаточно будет только лишь накануне воздержаться от скоромной пищи и иных удовольствий.

Участие в Таинстве исповеди перед причащением, сердечное покаяние и осознание своего недостоинства перед Богом открывают нам возможность причащения не только в седмицу Недели мытаря и фарисея, но и в Светлую седмицу и на Святках.

Доцент Московской Духовной академии, главный редактор научного богословского портала «Богослов.ru» протоиерей Павел Великанов:

– А разве может быть в Церкви такая ситуация, что Божественная литургия служится «ни для кого»? Ведь священник не служит ради себя: «Твоя от Твоих Тебе приносяще О ВСЕХ И ЗА ВСЯ». Конечно же, можно причащаться на сплошной седмице, и особенно полезно в преддверии Великого Поста, чтобы обезопасить себя от мнения о значимости наших «подвигов».

Премудрая Церковь призывает нас минимизировать все наши подвиги – даже обычно совершаемые при подготовке к причащению – и смело приступать к Чаше, только не с высокомерным ощущением – «а я и в этом совершенно Церкви послушен!» – а с противоположным ощущением собственного непотребства, с обостренным чувством нужды в Боге – именно такой, какая и была у мытаря.

Вопрос подготовки к причастию требует индивидуального подхода, но в целом, как мне представляется, в эту седмицу имеет смысл сохранить только тот неопустительный минимум, без которого дерзать приступать к Чаше было бы уже просто наглостью – а именно сохранить молитвенное чтение Правила ко причащению, без трех канонов и акафиста — так же, как это происходит на Светлой седмице. Только на Пасху мы преисполнены благодатью Воскресшего Христа, а здесь – умаляем себя «до зела», не соблюдая поста, ограничивая только себя не в выборе еды, а в ее количестве. Ведь встать с легким чувством голода можно и из-за стола со скоромными блюдами.

А еще очень хорошо в качестве подготовки к встрече с Взыскующим сердца – взять, да и сделать наконец-то то самое доброе дело, которое так давно отложено «в долгий ящик». И, сделав его, не возомнить о себе, а посчитать этот поступок не более, чем возвратом давнего долга. И, приклонив глаза долу, идти навстречу Христу – к Чаше с Его Телом и Кровью.

Братья и сестры, теперь вы можете прямо здесь на сайте заказать требы из предложенного вам списка

В наши дни развитие информационных технологий позволяет подавать пожертвования на поминовение удаленно. На сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга тоже появилась такая возможность – подача записок через интернет. Процесс подачи записки занимает считанные минуты… подробнее

Просмотрено (34033) раз

Источник: http://vichuga-voskr.cerkov.ru/2015/02/04/sploshnaya-sedmica/

Сплошная седмица — что это такое? Место сплошных седмиц в церковном календаре

Православная традиция во многом сложилась благодаря монашескому движению первых веков христианства. Поэтому, в частности, число постов в православном календаре по самым скромным подсчетам приближается к ста двадцати дням, то есть к трети года.

В дополнение к этому многие священнослужители, не удовлетворенные мягкостью общецерковных канонических правил, регламентирующих аскетическую практику верующих, вводят дополнительные дни поста, особенно перед (а иногда и после!) причащения, налагая тем самым на людей «бремена неудобоносимые», против которых выступал еще сам Иисус – опальный иудейский проповедник и основатель христианской церкви. Жива еще, однако, и другая, более светлая традиция, исходящая из глубины веков, когда христиане умели не столько скорбеть и каяться, сколько любить и радоваться жизни, друг другу и Божьему присутствию среди них. Частным выражением такого умонастроения первых последователей Иисуса в аскетической традиции является сплошная седмица. Что это такое, поможет разобраться более глубокое определение поста. Итак, пост в православии — это время, предназначенное для самоанализа, глубокой молитвы и религиозных подвигов, вроде чтения священных писаний, раздачи милостыни и тому подобного. Гастрономическим фоном этой практики служит телесное воздержание от некоторых видов пищи. При наиболее строгом посте отказу подлежат все продукты животного происхождения (мясо, рыба, птица, яйца, молоко), а также растительное масло.

Всего в православии существует четыре многодневных поста: Рождественский, Петровский, Успенский и Великий православный пост. В дополнение к ним существует масса однодневных периодов воздержания.

Большую часть среди последних занимают среды и пятницы, по умолчанию являющиеся постными днями практически каждую неделю (седмицу — по старой церковнославянской терминологии) в году. Есть, однако, и исключения. В некоторые недели пост со среды и пятницы снимается ввиду тех или иных обстоятельств.

Их-то мы и знаем как дни сплошных седмиц. Что это значит в практическом смысле? Во-первых, в это время разрешается употреблять так называемую скоромную пищу: мясо, молоко и все прочее, что обычно считается непостным.

Во-вторых, что особенно важно, в эти недели можно причащаться без предварительного поста, по крайней мере, так полагается по фиксированной письменной норме богослужебного устава.

Сплошных седмиц в году всего пять:

  1. Святочная неделя или святки.

  2. Седмица мытаря и фарисея.

  3. Сырная неделя, она же Масленица.

  4. Пасхальная, больше известная как Светлая седмица.

  5. Троицкая неделя.

Каждая из них либо предшествует многодневному посту, либо, наоборот, знаменует собой период отдыха и расслабления после оного.

Святочная седмица

Святки, строго говоря, — это не неделя, это одиннадцать дней между Рождеством Христовым и Крещением. Они всегда приходятся на одни и те же числа – с 7 по 18 января по новому стилю или с 25 декабря по 5 января — по старому. Таким образом, святочные дни следуют сразу за Рождественским постом вплоть до крещенского сочельника.

Неделя Мытаря и фарисея

Перед Великим постом следуют несколько так называемых подготовительных седмиц. Из них сплошной является Неделя мытаря и фарисея. Поскольку даты Пасхи и предшествующего ей периода говения каждый год выпадают на разные числа, то и подготовительные седмицы не привязаны к определенным дням. Конкретно Неделе мытаря и фарисея отводится время за две седмицы до Великого поста.

Масленица

Знаменитая Масленица — это пережиток языческого праздника встречи весны. Сегодня она фактически слилась с сырной неделей. Так (или иначе — мясопустной) называется еще одна подготовительная сплошная седмица. Что это за время? В общем-то, это последние семь дней перед сорокавосьмидневным периодом говения, предваряющим Пасху.

Отличительной чертой Масленицы от других сплошных седмиц является то, что в нее уже запрещено вкушать мясные продукты, однако разрешается есть рыбу и молочное.

Светлая седмица

Первая неделя после Пасхи также является сплошной, ввиду особой значимости праздника. Вообще-то, Воскресение Христово официально празднуется сорок дней, поэтому неудивительно, сколь особым масштабом торжественности и веселья отличается эта сплошная седмица. Что это значит? То, что в Светлую неделю категорически запрещены любой пост, аскеза и даже коленопреклоненные молитвы.

Читайте также:  Новодевичий монастырь: адрес, расписание богослужений, как добраться

Троицкая неделя

После дня Святой Троицы следует последняя в церковном календаре сплошная седмица. Что это за праздник? Иначе он называется Пятидесятницей и отмечается на пятидесятый день после Пасхи.

Корни его уходят в иудейскую эортологию, а сугубо христианский смысл основывается на рассказе из Нового Завета о том, как Святой Дух в образе языков пламени сошел на апостолов, даровав им знание иных языков и прочие сверхъестественные дары.

Событие это считается днем рожденья Церкви, поэтому в честь дня Святой Троицы следующая за ним неделя лишена постных дней.

Зато после ее окончания начинается продолжительный Петровский пост, а потому эта седмица является также подготовительной к периоду воздержания, который заканчивается каждый год в один и тот же день – 12 июля, в день памяти апостолов Петра и Павла.

Источник: http://info-4all.ru/obrazovanie/samosovershenstvovanie/duhovnoe-razvitie/sploshnaya-sedmica-chto-eto-takoe-mesto-sploshnih-sedmic-v/

Седмицы в церковном календаре

  416         Комментарии к записи Седмицы в церковном календаре отключены

Для людей верующих во Христа по внутреннему призванию, но еще не воцерковленных, а только начинающих свое приобщение к православию перво-наперво, предстоит познакомиться с тем, как в принципе построен церковный календарь. Почему смещаются даты христианских праздников, и когда собственно следует отмечать праздники.

Особенности церковного календаря

Церковный календарь значительно отличается от светского, различия имеются даже в названии – у верующих 365 дней называются годовым кругом. Началом года церковь признает 14 сентября, а летоисчисление ведется от сотворения мира. В православном христианстве параллельно с отсчетом мироздания ведется отсчет лет от Рождества Христова.

Почему православные праздники меняют свои даты

Люди светского склада ума зачастую не понимают, почему Рождество Христово в России всегда отмечают 7 января, а праздник Светлого Христова Воскресения меняется каждый год.

Все дело в том, что церковь ведет отсчет библейских событий по солнечному и лунному календарям. Центральным праздником православия является Пасха. Именно от этого дня зависит то, на какой день выпадут последующие подвижные праздники (Вознесение Господне, день Святой Троицы, Вход Господень в Иерусалим).

Что такое седмица?

Путаница возникает и с определением церковных недель. На самом деле все достаточно просто. Церковная неделя состоит из семи дней, отсюда название – седмица (от старославянского «седмь» – семь). В силу языковых переплетений семь дней это и есть церковная седмица.

По преданию Господь создал мир за шесть дней, а в седьмой день – почивал от трудов. Создав Землю и все вокруг, в седьмой день Бог ничего не делал, что и завещал своим созданиям. Так день седьмой превратился в день ничего «не делания» и в славянских наречиях звучит как «неделя». В светском календаре выходным днем считается воскресенье, в церковном календаре этот же день называется Неделя.

Именно с Недели начинается всякая христианская седмица. Те, кто знаком с английским языком, помнят, что неделя у англичан тоже начинается с воскресенья (сандей), затем идут понедельник, вторник и т.д. В католических странах светский и церковный календарь взаимосвязаны.

В России рабочая неделя начинается с понедельника — второго дня седмицы. В церковном календаре воскресенье является седьмым праздничным днем, так как отсчет идет от значимых событий. Неделя также начинается накануне понедельника. Как только на небе появляются звезды – начинается новый православный день.

Запомнить и понять взаимосвязь позволяют православные праздники. Так День Светлой Пасхи всегда будет выпадать на воскресный день с названием Христово Воскресение.

За 7 дней до праздника выпадает «Неделя Входа Господа в Иерусалим», через 6 дней после – Неделя вознесения Господнего.

 То есть все светские воскресные дни должно называть неделями, и только праздник Светлой Пасхи – Воскресением Спасителя.

Какие бывают седмицы?

Верующие люди, начиная семидневную неделю в понедельник, придерживаются поста в среду и пятницу каждой седмицы. В эти дни запрещено употреблять в пищу продукты животного происхождения. Но в дни светлых празднеств церковь делает исключения.

В первую неделю после Пасхи, завершающую долгий строгий пост, наступает сплошная Светлая седмица. Слово «сплошная» означает, что люди, которые строго соблюдали пост, могут все дни недели кушать скоромную еду, чтобы восстановить силы как физически, так и духовно.

Всего в церковном календаре пять сплошных седмиц, в народе такие недели называют Всеядными, все они призваны поддержать верующих до или после долгих строгих постов.

Источник: http://xn--b1alidk0a8d.xn--80asehdb/sedmicy-v-cerkovnom-kalendare/

Время церкви: что такое неделя и седмица — Православный журнал «Фома»

«Первая седмица великого поста завершается неделей Торжества Православия» — чудесная фраза. Она всегда заставляет задуматься даже тех, кто давно входит в храм. Неужели праздник длится целую неделю, то есть 7 дней? Попробуем ответить на этот вопрос.

Сразу скажем, что слово «неделя» в славянских языках означает воскресенье. Время, когда нужно ничего не делать, то есть оставить домашние дела и идти в храм.

Это название связано с библейской историей о сотворении мира, когда Бог в седьмой день творения отдыхал от своих трудов.

Так что «неделя Торжества Православия» — это первое воскресенье Великого поста, когда Церковь вспоминает окончательную победу над иконоборцами. Привычная же для нас «неделя», то есть период времени с понедельника по воскресенье в церковно-славянском языке обозначается словом «седмица» — «Сырная седмица», «Вторая седмица Великого поста», «Светлая седмица».

Впрочем, недельный круг богослужения отличается от привычного деления суток. Для нас календарный день наступает в полночь. Воскресенье сменяется понедельником, и открывается новая неделя. Именно поэтому евхаристический пост перед Причастием отсчитывается с полуночи.

Фото Владимира Ештокина

В храме все происходит немного иначе. Традиционно церковный день начинается накануне вечером, когда в храмах служат Вечерню, Утреню или Всенощное бдение.

Если полностью следовать богослужебному уставу, то обычно Вечерня начинается вечером, затем монахи получают несколько часов на отдых, а потом на рассвете служится Утреня.

Продолжительность же Всенощного бдения по Типикону без сокращений 8-10 часов, то есть всю ночь.

В начале ХХ века в Киевской духовной академии знаток церковного устава Михаил Скаблланович поставил эксперимент. Было отслужено «идеальное» Всенощное бдение. Героическими усилиями студенты академии за два месяца подготовили хор (скептики полагали, что на подготовку уйдет два года). Богослужение началось в шесть часов вечера и закончилась в два часа ночи.

Разумеется, в современных условиях вне монастырей такие долгие службы невозможны. Поэтому вечером совершается сокращенное Всенощное бдение, куда входит и Утреня, а в воскресенье совершается Литургия.

Поэтому воскресенье считается первым, открывающим днем недели (воскресным вечером совершается богослужение, относящееся к понедельнику), а не завершающим ее.

(Например Светлая седмица длится от Пасхи до утра воскресенья, а потом начинается следующая богослужебная Седмица.

То есть недельный круг богослужения всегда начинается вечером в воскресенье и заканчивается торжественной литургией утром в следующее воскресенье.

Рассмотрим вопрос понятия недели и седмицы на примере Великого поста. Первая седмица Великого поста в 2015 году заканчивается воскресной литургией 1 марта в неделю Торжества Православия.

При этом у Первой седмицы Великого поста есть два смысловых центра – Прощеное Воскресенье и воспоминание о дне Торжества Православия. Во второе воскресенье поста церковь воспоминает святителя Григория Паламу, и так далее. Каждое из 6 воскресений (Неделей) Великого поста посвящены какому-то событию или святому.

Поэтому мы и говорим «Неделя о…». Особняком стоит Страстная седмица. Начиная с Лазаревой субботы и Входа Господня в Иерусалим Церковь, вспоминает события из последней недели земной жизни Спасителя, поэтому каждый из дней Страстной седмицы посвящен воспоминанию и проживанию какого-то события евангельской истории.

Наконец наступает Светлое Христово Воскресенье, и Великий пост заканчивается. Он продолжался семь седмиц, то есть 49 дней или семь наших привычных недель. Во время любого Великого поста в богослужебном календаре есть 6 недель (воскресений), не считая дня Святой Пасхи, каждое из которых, как мы говорили выше, имеет свое название:

Первое воскресенье (неделя) – Торжество Православия. В 2018 году 25 февраля.

Второе воскресенье (неделя) –память святителя Григория Паламы. В 2018 году – 4 марта.

Третье воскресенье (неделя) – Крестопоклонная. В 2018 году —  11 марта.

В субботу вечером в центре храма устанавливается крест, который доступен для поклонения до пятницы четвертой недели (седмицы Великого поста).

Четвертое воскресенье (неделя) – память преподобного Иоанна Лествичника. В 2018 году – 18 марта.

Пятое воскресенье (неделя) – память преподобной Марии Египетской. В 2018 году – 25 марта.

Шестое воскресенье (неделя) – Неделя Ваий. Вход Господень в Иерусалим. В 2018 году – 1 апреля.

Дальше идет Страстная седмица и Пасха – в 2018 году – 8 апреля.

(8 votes, average: 5,00

Источник: https://foma.ru/vremya-tserkvi-chto-takoe-nedelya-sedmitsa.html

Ссылка на основную публикацию