Спасо преображенский собор в санкт-петербурге: история, иконы, расписание, адрес

История собора

Спасо Преображенский Собор в Санкт-Петербурге: история, иконы, расписание, адрес

Постройка собора началась в 1745, не смотря на то, что приказ о возведении отдала Елизавета Петровна, косвенным виновником постройки можно считать Петра I, ведь созданный им при жизни «потешный» полк, позже вошел в состав российской армии под именем Преображенского.

Именно с его помощью Елизавета Петровна осуществила дворцовый переворот, сделавший ее императрицей. В память об этом событии по ее распоряжению в 1745 году была заложен и возведен Спасо-Преображенский собор – как раз на том месте, где находился штаб гренадерской роты Преображенского полка.

12 ноября 1796 года, во время царствования императора Павла I, полковой Спасо-Преображенский собор получил почётное название «собор всей гвардии» От Спасо-Преображенского собора происходят названия Преображенской площади (бывшая площадь Радищева), на которой он стоит, и близлежащего переулка Радищева (бывший Церковный переулок).

Спасо-Преображенский собор отличает необычная ограда, созданная по проекту архитектора Василия Стасова.

Она была приурочена к победе в русско-турецкой войне 1828-1829 годов и состоит из многочисленных 18 и 24-фунтовых трофейных орудий турков, вывезенных из различных крепостей: Измаила, Варны, Тульчи, Исакчи, Слилистрии и др.

Пушки были выделены в дар храму по указу Николая I; на них до сих пор можно рассмотреть полученные при создании имена: например, «Гнев аллаха», «Священный полумесяц», «Гром извергающий», «Дарю лишь смерть» и т.д.

В августе 1825 года возник пожар и первый Спасо-Преображенский собор сгорел, но из него успели вынести все основные святыни. От собора остались лишь стены.

В 1825—1829 годах он был восстановлен архитектором Василием Стасовым в стиле ампир. Именно в этом виде собор и дошёл до наших дней. Восстановленный храм был освящён 5 (17) августа 1829 года митрополитом Серафимом (Глаголевским).

Главный алтарь был освящён в честь праздника Преображения Господня, правый (южный) придел — в честь Преподобного Сергия Радонежского, а левый (северный) — в честь священномучеников Климента Римского и Петра Александрийского, день памяти которых отмечается 25 ноября (по старому стилю).

Новый Спасо-Преображенский собор стал одним из самых популярных в Санкт-Петербурге. Современники Стасова говорили, что в городе существуют два выдающихся сооружения — Казанский и Спасо-Преображенский соборы. За создание этого храма архитектору императором был подарен бриллиантовый перстень и 1 325 рублей, сэкономленных зодчим на сооружении ограды из стволов пушек.

При соборе с 1871 года действовало приходское благотворительное общество, которое содержало богадельню, детский приют, столовую, школу для солдатских детей и бесплатные квартиры.

С 1912 года в нём действовало Братство трезвости и целомудрия.

В праздник Преображения Господня (народное название — Яблочный спас), приходящийся на 6 августа (по старому стилю), у храма устраивался традиционный фруктовый базар.

После Октябрьской революции 1917 года собор оставался действующим. В 1918 году он стал приходским, и знамёна, орудия и военные трофеи, хранившиеся в соборе, были изъяты и переданы в Артиллерийский музей, а с 1950 года эти реликвии находятся в коллекции Эрмитажа. Также в 1920-е годы были изъяты многие ценные иконы.

Во время Ленинградской блокады в подвале храма было устроено бомбоубежище на 500 человек, в котором оказывалась помощь раненым. В 1946—1948 годах была проведена реставрация фасадов и интерьеров храма.

Спасо-Преображенский собор никогда не прекращал свою работу, был действующим всё советское время. Внутри храма находится доска со списком погибших офицеров полка с 1702 по 1917 год.

Спасо-Преображенский собор является одним из самых посещаемых храмов Санкт-Петербурга. Широко известен хор собора, где выступают солисты Академической капеллы.

Первый настоятель собора — протопоп Лука Иванов (28 января 1752 — 13 марта 1758)

С 11 августа 2014 года по настоящее время настоятелем Спасо-Преображенского собора является протоиерей Николай Брындин

Источник: http://spaso-preobr-sobor.ru/istoriya-sobora

Спасо-Преображенский собор

Я расскажу вам о Спасо-Преображенском соборе или, как его назвали ещё в имперские времена, церкви во имя Преображения Господня всей гвардии. Думаю, что само соборное имя уже красноречиво заявляет нам с вами о том, что эта православная церковь Санкт-Петербурга тесно связана с историей города и России.

Впервые я попала сюда при необычном стечении обстоятельств. Мы с друзьями стояли в очереди в Финское посольство, находящееся неподалеку от Преображенской площади, чтобы получить визы. День был по-питерски непогожим. Вот промозглый ветер и заставил нас по очереди где-то периодически отогреваться. Мы с подругой увидели этот храм и зашли в него. Вошли и замерли от восхищения!

Воспоминание о том удивительном впечатлении, полученном от убранства Спасо-Преображенского собора, и подтолкнуло меня к желанию рассказать вам об этом храме.

Фрагменты истории создания собора

Ранее на месте Спасо-Преображенского собора в 30-х годах XVIII века находился двор роты гренадеров Преображенского полка. Мы с вами из школьного курса истории знаем, какие дворцовые интриги в то время происходили вокруг русского престола. Дочь Петра I, Елизавета, воспользовалась поддержкой именно преображенцев, чтобы взойти на трон.

Замечу, что её с этим полком всегда связывали дружеские отношения: будущая императрица даже была крёстной мамой у многих детей офицерских и солдатских семей. Как тут было ей не помочь? Дворцовый переворот в пользу Елизаветы Петровны произошёл с 24 на 25 ноября в 1741 году.

В благодарность новая правительница и повелела воздвигнуть на месте расположения поддержавшего её полка собор во имя Преображения Господня.

Храм заложили уже в 1743 году. Думаю, что отца Елизаветы также можно считать косвенно сопричастным к появлению собора. Ведь это «потешный полк» Петра Великого вошёл в состав русского воинства под именем «Преображенский».

Создание первого Преображенского собора

Над проектом храма работали М. Г. Земцов и П. А. Трезини. Над созданием внутреннего убранства трудился знаменитый Ф. Б. Растрелли.

К сожалению, до нас с вами не дошли изображения того собора (он сгорел в 1825 году). Но я уверена, что союз его талантливых создателей, чьи фамилии знакомы нам с вами по лучшим произведениям архитектуры, явил на свет поистине великолепное здание. Освящение первого храма совершилось 5 августа в 1754 году в присутствии новой императрицы.

Его настоятелем стал протопоп Лука Иванов. Кстати, отмечу, что именно Елизавета Петровна повелела вновь стоить в Петербурге многоглавые храмы, согласно традиции русского зодчества. По понятным теперь нам с вами причинам эта императрица очень благоволила Преображенскому собору. В тон ей Павел I также выделяет его, называя «храмом всей гвардии».

Пожар, о котором я упомянула выше, произошел летом 1825 года. Правда, все святыни из собора, к счастью, успели вынести. А вот от самого храма остались лишь стены. Причина возгорания осталась не выясненной.

Создание второго собора

Царствующий в ту пору император Александр I постановил в кратчайшие сроки восстановить гвардейский собор на том же самом месте. Теперь над храмом трудился архитектор Василий Стасов.

Величественное здание в стиле классицизм было освещено 17 августа 1829 года архиереем Серафимом (Глаголевским).

Благодарственный молебен совершился в честь перехода русской армии через Балканы и взятия ею турецких крепостей.

Главный алтарь освятили во имя Преображения Господня, правый (южный) придел — в честь Преподобного Сергия Радонежского, а левый (северный) — в честь священномучеников Климента Римского и Петра Александрийского.

Резной иконостас храма выполнен в форме триумфальной арки. На одной башне в 1854 году установили куранты, которые привезли из Англии. Их мы с вами можем лицезреть и сегодня.

Алтарь и императорское место также были созданы по проектам Стасова. Если, стоя внутри, поднять голову, можно увидеть, что главный купол окрашен в небесный цвет, а посередине него находится звезда. Восхищает и большое церковное паникадило на 120 ламповых свечей.

Таким мы с вами встречаем собор сегодня. Кстати, в XIX веке его и Казанский собор (о котором мою статью можно почитать здесь) считали самыми грандиозными сооружениями в Северной столице.

В соборе, являющемся гвардейским, хранились штандарты и трофеи, полученные в битвах с Османской империей, а также преображенские мундиры наших царей: Александра I, Николая I и Александра II. О нынешнем их месторасположении я расскажу позже.

Была здесь и сабля, бывшая при Александре II в то время, когда на царя совершилось смертельное покушение.

Ограда

Продолжая рассказ о создании архитектурного ансамбля второго Спасо-Преображенского собора, обращу ваше внимание на его оригинальную ограду. В процессе её возведения архитектором Стасовым удалось сэкономить достаточно приличную сумму денег. Император Александр I наградил мастера за труды бриллиантовым перстнем, цена которого как раз и приравнивалась сбереженным средствам.

Архитектор создал её в честь разгрома турков в сражениях 1828–1829 гг. не из чугуна, как это происходило обычно, а из 102 трофейных орудий, забранных у турков из взятых крепостей: Измаила, Варны и других. Мы с вами и сегодня можем различить названия пушек на их стволах: «Гром извергающий», «Священный полумесяц» и пр.

Эти орудия обращены дулами вниз (как символ того, что больше им уже не стрелять) и установлены по три на 34 основаниях из гранита.

Средние стволы украшены коронованными двуглавыми орлами, а отдельные элементы соединены между собой мощными цепями.

На главных воротах расположены круглые щиты с изображением медалей, вручаемых за победу в той русско-турецкой войне.

Я читала, что вокруг собора до революции стояло также двенадцать пушек и два «единорога» — длинноствольных орудия, бывших собственностью Преображенского полка. Кстати, площадь, на которой располагается собор, названа Преображенской.

В силу всех этих фактов, не только сам собор, но и его ограда является памятником русским военным триумфам.

Часовня

Архитектурный храмовый ансамбль Спасо-Преображенского в 1886 году дополнила часовня (автор И. Б. Соупский).

Хочу отметить, что в 1916 году тут же планировалась установка и специальной усыпальницы для офицеров, сложивших головы в Первой мировой войне. Правда, из-за революционных событий этот проект не был осуществлен.

Дореволюционная деятельность собора

При соборе осуществлялось масштабное миссионерское служение. Здесь было организовано своё благотворительное общество, содержащее богадельню, приют для сирот, столовую, школу для детей военнослужащих и бесплатное жильё.

Думаю, что мне необходимо упомянуть вам ещё об одной важной функции собора. В нём с 1912 года действовало «Братство трезвости и целомудрия», организованное священством при поддержке прихожан.

В то время в России было много подобных обществ, стихийно появившихся в 1858 году и положивших начало большому движению за трезвость, в котором церковь принимала активное участие.

После революции эта традиция была утрачена, а сегодня она в некоторых храмах снова набирает популярность.

В Праздник Преображения Господня или, как говорят в народе, в Яблочный Спас, 19 августа у собора проходил традиционный фруктовый базар.

К сожалению нынче эта традиция сохранилась лишь в рассказах о былых временах. Хотя освещение фруктов происходит и сегодня.

Собор в советское время

Теперь мой рассказ пойдёт о послереволюционной судьбе собора, который в то время становится обычной приходской церковью. Все трофеи, полученные в сражениях, и исторические реликвии в 1918 году были перенесены вначале в музей Артиллерии, а после в Эрмитаж.

Большинство церковных святынь было также изъято. Репрессии коснулись и клира. Так, в 1931 году по сфабрикованному делу «о контрреволюции» был приговорён к расстрелу настоятель храма протоиерей Михаил Тихомиров.

Отмечу, что при советской власти этот собор всегда был действующим наряду с немногими из уцелевших Петербургских храмов (Никольским, Князь-Владимирским и др.). Правда, печальным оказалось в его судьбе то, что он значительное время, до 1944 года находился в руках «обновленцев». Мало того, с 1939 года он вообще считался главным обновленческим храмом Ленинграда.

Во время блокады в соборных подвалах разместилось бомбоубежище, где могли укрыться сразу около 500 человек.

Тут же оказывалась помощь раненым. После войны в 1946–1948 гг. в храме осуществлялись восстановительные работы по реставрации его фасадов и интерьера.

Собор в наши дни

Величественный Спасо-Преображенский собор красуется перед нами таким, каким был воссоздан в 1829 году после пожара. Его настоятелем с 2014 года является протоиерей Николай Брындин.

Читайте также:  Переславль-залесский спасо-преображенский собор, история и расписание служб

Войдя в собор, вы можете увидеть памятную доску со списком имён погибших офицеров Преображенского полка, начиная с 1702 года по 1917 год. Кроме того, уничтоженные после революционных событий позолоченные двуглавые орлы, медали и крест на ограде были воссозданы в 2004 году.

Теперь они вернулись на прежние места.

Святыни современного храма

В моём рассказе о духовных реликвиях собора, которые вы сегодня можете увидеть, я прежде всего коснусь двух главных его святынь:

  1. Первая из них — образ «Спас Нерукотворный» — одна из любимейших икон царя Петра I.Не расставался с нею император и при сражениях, и во время закладки его детища, города на Неве, и при битве под Полтавой. С этой иконой царя отпели после кончины. Принадлежит сей образ письму Симона Ушакова. Иконописец выполнил его для государя Алексея Михайловича, а потом святыня досталась Петру Великому от его матери. В Преображенском соборе эта икона находится с 1938 года, побывав перед тем в домике Петра I и в Троицком храме.
  2. Вторая икона, о которой я хочу рассказать — образ Пресвятой Богородицы, называемый «Всех Скорбящих Радость».Исполнена она была в 1711 году по велению сестры Петра Великого Наталии Алексеевны. Святыня часто сопровождала русские войска во время военных кампаний. В соборе икона пребывает с 1932 года.

Также здесь находятся почитаемый складень (икона из нескольких частей, которые складываются в одно целое, на каждой части обычно изображен какой-то образ) с иконами Преображения Господня, целителя Пантелеймона и царя Константина и отдельный образ св. Пантелеймона с частицей мощей.

Деятельность храма

В своём рассказе о современном Спасо-Преображенском соборе мне хочется коснуться также направлений его современного миссионерского служения:

  • при храме организованы воскресные школы для детей и взрослых, где помимо просветительных занятий занимаются хоровым пением. Мне было интересно узнать, что в соборе всем желающим оказывают помощь в развитии музыкального слуха и постановки голоса. Также для всех учащихся осуществляются паломнические поездки;
  • социальная служба, созданная при храме, направляет свою деятельность на бескорыстное служение ближним. Здесь идёт сбор средств, продуктов и одежды для бездомных, осуществляется поддержка самих прихожан;
  • в соборе открыт кружок «по изучению Священного писания», чья главная цель — формирование у всех желающих верного понимания текстов Нового и Ветхого Заветов. Руководит кружком опытный священник;
  • ни для кого уже не является необычным то, что в храмы давно начали ходить не только бабушки и дедушки, но и социально активная часть населения, а также молодёжь. Для того, чтобы молодые люди находили себе друзей-единомышленников и могли проявить себя в полезных для общества делах, при соборе создан молодёжный клуб «Православная среда».Здесь юноши и девушки могут найти ответы на главные вопросы своей души, обсудить любые жизненные проблемы, поучаствовать в благотворительной деятельности да и просто замечательно провести время в уютной сердечной обстановке;
  • я помню, что в 90-х годах XX века, когда в обществе наблюдалось большое духовное оживление, масса народа хлынула креститься и венчаться. Также многие мои знакомые с радостью становились крестными. К сожалению, происходило это не всегда с пониманием того, что же на самом деле совершается.Ведь на тех же крестных родителях теперь лежала огромная ответственность: воспитание их крестников в духе православной веры. А как воспитать, если сам не очень-то знаком с литургической жизнью? Вот для восполнения этих знаний в церквях теперь проводятся специальные катехизаторские занятия.Не стал исключением и Спасо-Преображенский собор, в котором регулярно совершаются огласительные беседы;
  • при соборе действует учебная мини-типография, в которой еженедельно проходят обучающие занятия с инвалидами;
  • я хочу дополнить свой рассказ тем, что жизнь собора наполнена многими интересными событиями. Тут устраиваются бесплатные мастер-классы по флористике, где все желающие могут узнать, как оформлять к празднику храм.Также к 22 марта непременно проводится обучение, как выпекать традиционных жаворонков.В день праздника Преображения Господня прихожанам дарятся освещенные яблоки (порой до 500 кг).Частыми гостями храма являются ребята из детских домов и интернатов, окормляемых «Детской миссией». Паства собора от мала до велика вместе с другими православными жителями Санкт-Петербурга и области участвует в крестных ходах.Прихожане Спасо-Преображенского храма традиционно посещают больницы, городской хоспис, дома инвалидов и детские дома.

Как добраться

Я считаю, что лучше всего вам добраться сюда на метро. Собор находится в центре Санкт-Петербурга на Преображенской площади, у станции метро «Чернышевская». Это самый удобный и простой способ. Предлагаю вашему вниманию карту с пешим маршрутом от этой станции:

Лучше двигаться вдоль Кирочной улицы до её пересечения с переулком Радищева, при повороте на который вы сразу увидите храм.

Часы работы и посещение

В собор вы можете попасть ежедневно с 08:00 до 20:00, а по средам и пятницам — с 07:00. Если вам захочется побывать непосредственно на службе, то расписание богослужений можно найти здесь.

Это православный действующий храм, и вход в него бесплатный. (Не забываем о правилах приличия при посещении духовных мест).

Для путешественников, не расстающихся с фотокамерой, отмечу, что съемка внутри собора запрещена и может быть позволена лишь с разрешения священника.

Телефон для контакта: 272-36-62.

Напоследок

Я рассказала вам о храме, чья судьба тесно связана с историей России: со всеми её радостями и трагедиями, торжествами и потерями. В наши дни Спасо-Преображенский собор являет собой один из наиболее посещаемых храмов северной столицы.

Здесь звучат прекрасные голоса уникального церковного хора, в котором принимают участие лучшие певцы академической капеллы. Меня когда-то заставила невольно познакомиться с этим удивительным собором банальная питерская непогода, которой в результате я очень была благодарна. Теперь уж точно могу сказать, что всё, что происходит с нами, случается к лучшему.

Я искренне приглашаю и вас пройти за эту историческую ограду и, миновав сквер, окружающий собор, очутиться под его величественными сводами.

Здесь во внеслужебное время обычно немноголюдно и очень тихо. Сразу как-то забывается суета мегаполиса, оставленного снаружи, а при сиянии свеч и лампад представляется поблёскивание эполет на мундирах славного Преображенского полка.

Источник: http://travelask.ru/russia/saint-petersburg/spaso-preobrazhenskiy-sobor

Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор по праву считается одним из самых великолепных сооружений Петербурга.

Адрес: Преображенская площадь, д.1

В настоящее время Спасо-Преображенский собор является памятником архитектуры федерального значения и охраняется государством. Храм действует, в нем регулярно проводятся богослужения и литургии в честь главных православных праздников.

Общая площадь собора составляет 1180 кв. м., высота – 41,5 метра. На звоннице храма установлено 6 колоколов (раньше было 13 колоколов). Собор вмещает в себе до 3000 молящихся. Купола покрыты качественным материалом — вороненым металлом (при возведении в 1825 году на золоченые купала не хватило собранных средств).

Вокруг собора разбит сквер (по проекту Стасова), ограда которого является символом победы России в русско-турецкой войне 1828 г. Для строительства ограды были использованы стволы трофейных пушек, взятых со стен плененных турецких крепостей Измаила, Варны, Тульчи и Силистрии. Внутри собора находится памятная доска с перечнем офицеров Преображенского полка, погибших в 1702 – 1917 годах.

В ограде выстроена часовня по проекту архитектора Слупского (построена в 1886 году). В ней размещены уникальные витражи, писанные на цинке, а также образ Тихвинской иконы Божией Матери.

Главные святыни собора:

• «Нерукотворный образ Спасителя», написанный в 1676 Симоном Ушаковым — любимая икона Петра I;

• икона «Всех скорбящих Радость», прославленная чудесным образом в Москве и перенесенная в Санкт-Петербург в 1711;

• икона вмч. и целителя Пантелеимона с частицей святых мощей.

Официальное название: собор Преображения Господня всей гвардии. Спасо-Преображенский собор был возведен в честь определенного государственного события.

В 1741 году Преображенский гвардейский полк под руководством дочери Петра I Елизаветы совершил дворцовый переворот.

Ставшая императрицей Елизавета Петровна решила соорудить храм в память об этом великом событии – как знак благодарности Господу за оказанную ей великую милость. Собор было решено построить в месте расположения казарм Преображенского полка.

Собор был заложен 22 июня 1743 императрицей Елизаветой Петровной по проекту М. Г. Земцова.

18 августа 1754 храм был освящен как полковой собор епископом Сильвестром в присутствии императрицы. Главный престол освящен в честь праздника Преображения Господня (19 августа); южный придел (правый) – Прп. Сергия Радонежского (престольные праздники: 8 октября, 18 июля); северный – сщмчч. Климента, папы Римского, и Петра Александрийского (престольный праздник 8 декабря).

В 1825 году в соборе произошел пожар по причине небрежности рабочих, ремонтировавших купол собора. Все сооружение сгорело, остались только обугленные стены.

Однако главные святыни храма были вынесены во время пожара руками служителей и прихожан. По приказанию императора Александра I храм был восстановлен. Руководил проектом архитектор Василий Петрович Стасов.

Храм был отстроен по документам, спроектированным Земцовым.

Начиная с 1829 года Спасо-Преображенский Собор никогда не закрывался. Во время блокады и Ленинграда в подвалах храма было организовано бомбоубежище.

Источник: http://piter.my/event/531934/

Спасо-Преображенский собор

Несмотря на временную разницу, невольным виновником постройки Спасо-Преображенского собора стал Петр I. Созданный им при жизни «потешный» полк, позже вошел в состав российской армии под именем Преображенского.

В ноябре 1741 года с его помощью Елизавета Петровна сумела осуществить дворцовый переворот, сделавший ее императрицей.

В память об оказанной помощи по ее распоряжению в 1745 году была заложен и возведен Спасо-Преображенский собор – на том месте, где находился штаб гренадерской роты Преображенского полка.

В строительстве принимали участие лучшие творческие силы, трудившиеся в Петербурге: Доминико Трезини, Михаил Земцов, Франческо Растрелли.

Из-за сильного пожара, уничтожившего Спасо-Преображенский собор в начале XIX века, до нас не дошел его первоначальный вид; утеряны также все рисунки.

Достоверно известно только то, что с него в России возродилась традиция строительства пятикупольных храмов, прерванная при Петре I, настаивавшем на европейской однокупольной архитектуре (см., например, Андреевский собор).

Первоначальная барочная архитектура храма после упомянутого пожара уступила место ампиру. В 1825-1829 годах восстановлением храма руководил Василий Стасов. В этом же стиле мы можем наблюдать храм сегодня. У Спасо-Преображенского собора во многих отношениях необычная судьба.

После 1917 года он оставался действующим, но все знамена, орудия и военные трофеи стали частью коллекции Артиллерийского музея (с 1796 года полковой храм считался «собором всей гвардии»), позже они были перевезены в Эрмитаж.

Среди них, к примеру, были полковые реликвии и воинские трофеи, мундиры императоров Александра I, Николая I и Александра II; также числилась сабля, которая была при Александре II во время рокового покушения 1 марта 1881 года со следами его крови.

Несмотря на лишение большей части церковной утвари и икон, собор продолжал функционировать и в 20-е, и в 30-е, и в последующие десятилетия. В Великую Отечественную войну в нем было оборудовано бомбоубежище (на 500 человек) и небольшой лазарет.

Несмотря на закрывающие Спасо-Преображенский собор высокие деревья, он производит впечатление чрезвычайно мощной постройки. Здание высотой 41,5 м венчает главный купол и четыре главки-колокольни; в одной из них установлены башенные часы. Колонны, подпирающие портик, выполнены в ионическом ордере, а во внешнем оформлении здания использованы военные атрибуты.

Спасо-Преображенский собор отличает необычная ограда, созданная также по проекту архитектора Василия Стасова. Она была приурочена к победе в русско-турецкой войне 1828-1829 годов и состоит из многочисленных 18 и 24-фунтовых трофейных орудий турков, вывезенные из различных крепостей: Измаила, Варны, Тульчи, Исакчи, Слилистрии и др.

Пушки были выделены в дар храму по указу Николая I; на них до сих пор можно рассмотреть полученные при создании имена: например, «Гнев аллаха», «Священный полумесяц», «Гром извергающий», «Дарю лишь смерть» и т.д.

Всего в ограде можно насчитать 102 бронзовых ствола, сгруппированных по три и увенчанных двуглавыми орлами с коронами (символ царской России, одержавшей победу над турецким оружием). Главные ворота, ведущие во двор храма, украшены бронзовыми медалями в честь выигранной войны. Весь ансамбль соединен массивными цепями и в одном месте прерывается часовней, возведенной по проекту И.

Б. Слупского в 1886 году. Другой проект, 1916 года, усыпальницы для офицеров, павших в Первой мировой войне, не был реализован. Тем не менее, внутри собора хранится доска с фамилиями и именами погибших офицеров Преображенского полка с 1702 по 1917 год.

Среди его святынь – образ Спаса Нерукотворного (находится на аналое у правого клироса), написанный предположительно около 1676 года, и чудотворная икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» (находится на аналое у левого клироса). Главным в храме считается алтарь Преображения Господня. Этот пятиярусный иконостас выполнен по рисункам В.

Читайте также:  Икона живоносный источник в чем помогает - православные иконы и молитвы

Стасова и содержит в золоченых царских вратах четыре иконы: Благовещения Пресвятой Богородицы, Архангела Гавриила, евангелистов Иоанна и Марка, Луки и Матфея. Из внутреннего оформления отметим голубой цвет центрального купола с нарисованной по центру Вифлеемской звездой.

Уже долгое время Спасо-Преображенский собор считается одним из самых посещаемых в Петербурге.

Источник: http://www.iPetersburg.ru/spaso-preobrazhenskiy-sobor/

Санкт-Петербург. Собор Спаса Преображения

Спасо-Преображенский Собор был возведен по указу императрицы Елизаветы в знак благодарности господу и лейб-гвардии Преображенскому полку. Первоначально здание церкви было построено в 1743-1745 годах по проекту П.-А. Трезини и М.Г. Земцова во внутреннем дворе Преображенского гренадерского полка.

5 августа 1754 года, накануне праздника Преображения, храм был освящен в присутствии Государыни императрицы. В создании внутреннего убранства принимал участие архитектор Растрелли. В 1825 году собор полностью сгорел и на том же месте в 1829 году был восстановлен под руководством архитектора Стасова.

5 августа 1829 года состоялось новое освящение собора.

Главный алтарь был освящен в честь праздника Преображения Господня, правый предел в честь Преподобного Сергия Радонежского, покровителя русского Царствовавшего Дома, а левый в честь Священномученика Климента Римского и Петра Александрийского, день памяти которых отмечается Церковью 25 ноября.

Спасо-Преображенский собор – пятиглавый храм, выделяющийся среди окружающей застройки своими размерами, формой пластикой. Несмотря на традиционное композиционное построение, во внешней его архитектуре много нового.

Стасов, представитель классического направления в русском зодчестве, руководствовался теми декоративными формами, которые были характерны для позднего периода развития этого стиля.

Полуциркульные высокие окна, закомпонованные в ниши с балюстрадамии орнаментальными архивольтами, панно с воинскими атрибутами на полях стен, барельефы аттика центрального барабана с головками херувимов, двенадцатиметровый портик из четырех ионических колонн, примкнувший с западной стороны к собору, — элементы классической ордерной системы, использованные в архитектуре собора. Иконостас центрального престола – деревянный четырехъярусный в виде триумфальной арки с полусферическим сводом над царскими вратами, украшенный золоченой резьбой по белому фону. Свод купола окрашен под цвет облачного неба, по бокам – восемь ангелов, в центре – большая звезда с расходящимися лучами. В кольце купола золотыми буквами надпись: «Господи, Боже Израилев, несть Бог, якоже Ты на небеси горе и на зимли долу. Да будут очи Твои отверсты на дом сей день и нощь, еже услышати молитву людей Твоих, елико аще помолятся на месте сем, и Ты услышиши на небеси и сотвориши и милостив будеши им».

Стены храма украшает множество икон, переданных сюда из закрытых храмов. Святыни храма – иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радости», прославленная в Москве и перенесенная в Петербург в 1711 году и Нерукотворный образ Спасителя — икона XVII века, перенесенная из домика Петра I. Большая пятиярусная люстра на 120 свечей, выполненная мастером А.

Дипнером под наблюдением В. Стасова служит и поныне украшением интерьера. Звон насчитывал прежде 13 колоколов, находящихся в трёх малых башнях. К настоящему времени сохранилось только шесть. Площадь собора составляет 1180 кв.м, высота его – 41,5 м.

Вокруг собора был разбит сквер, по проекту Стасова, обнесенный оградой, состоящей из стволов трофейных пушек, поставленных дулами вверх. Пушки были взяты со стен турецких крепостей Измаила, Варны, Тульчи и Силистрии. Таким образом, ограда стала своеобразным памятником героям русско-турецкой войны 1828 г.

Внутри собора у правого клироса находится доска со списком офицеров Преображенского полка, погибших в 1702-1917 годах. С южной стороны в ограду встроена небольшая часовня, классических очертаний, в стиле самого собора. Трехпридельный элегантный, праздничный Преображенский Собор никогда не закрывался, всегда был действующим, начиная с 1829 года.

Он сохранил облик, приданный при архитекторе Стасове. На одной из башен собора находятся куранты, привезенные из Англии в 1854 году и действующие поныне.

Нынешний Спасо-Преображенский собор вырос на месте одноимённого храма, построенного в середине ХVIII века и сгоревшего в 1825 году. Новый собор удалось возвести всего за полтора года. Даже в наше время такие сроки строительства кажутся стремительными. Местность в районе современного Спасо-Преображенского собора начали обживать в 1720-е годы.

С подачи Петра I в 1724 году Сенат издал постановление, где говорилось о необходимости «устроить слободы, в которых сделать каждому сержанту по избе, прочим унтер-офицерам одну на двоих, а рядовым — одну на троих; также в середине полка сделать штабу двор на восемь изб и при том дворе госпиталь». В 1725 году самодержец скончался.

Спустя год взошедшая на престол Екатерина I распорядилась возвести на означенном месте деревянные казармы «для лучшего плезира в першпективе Литейной и для всякаго случая в нужде в солдатах». По её повелению здесь обосновался лейб-гвардии Преображенский полк. А местность к востоку от Литейного проспекта стали называть Преображенскими слободами.

Военные жили вместе с семьями в одноэтажных домах. У каждого гвардейского полка в те времена имелась церковь, освящённая в честь «своего» праздника или святого покровителя данного воинского соединения. Храм преображенцев располагался на углу Литейного проспекта и Пантелеймоновской улицы.

А там, где ныне стоит Спасо-Преображенский собор, была съезжая изба Гренадёрской роты. В ночь с 24 на 25 ноября (с 5 на 6 декабря по новому стилю) 1741 года в Петербурге произошёл переворот, в результате которого на престол возвели дочь Петра I Елизавету Петровну. Огромную роль в успехе предприятия сыграл Преображенский полк.

Уже 7 (18) декабря 1741 года Елизавета Петровна снова посетила Преображенский полк и повелела возвести на месте съезжей избы храм в знак благодарности Господу за то, что ей удалось занять русский престол.

9 (20) июня 1741 года Елизавета Петровна лично заложила первый камень в основание собора в честь Преображения Господня. В тот же день она подарила будущему храму серебряный ковчег. Первоначально строительством руководил архитектор М.Г. Земцов, однако довести дело до конца он не успел. После его смерти эстафету возведения храма подхватил П.А.

Трезини. Но в число авторов собора с полным основанием можно включить и императрицу. Её роль в этом деле трудно переоценить. Так, именно она посоветовала (а царский совет, в сущности, был приказом) Трезини построить храм в древнем русском византийском стиле с пятью главами и принять в качестве образца Успенский собор Московского Кремля.

К слову, Елизавета Петровна специальным указом вернула традиционное пятиглавие, оставшееся на обочине русской архитектуры в первой половине ХVIII века, на подобающие ему позиции. Государыня вникала в мельчайшие детали строительства. Она утвердила план, лично распоряжалась, где пробивать двери и окна, какие иконы должны украсить храм.

Она открыла книгу для пожертвований, а если средства истощались — лично отдавала указания, где найти недостающие деньги. Обо всех случаях нехватки рабочих рук или строительных материалов немедленно докладывали Елизавете Петровне. Собор выкрасили в зелёный цвет. Московские мастера по эскизу Ф. Растрелли создали золочёный пятиярусный иконостас.

Образа написал живописец Мина Колокольников.

5 (16) августа 1754 года архиепископ Санкт-Петербургский Сильвестр (Кулябка) освятил храм, сразу получивший статус полкового собора, в честь Преображения Господня. На церемонии присутствовала и императрица. Новый храм имел два придела.

Первый освятили во имя священномучеников Климента, папы Римского, и Петра, архиепископа Алесандрийского, поскольку именно в день памяти этих святых Елизавета взошла на трон. Второй придел был задуман как своего рода семейный храм царской семьи. В нём находились иконы, так или иначе связанные с событиями из жизни Елизаветы.

В годы царствования Екатерины II (1762-1796) статус храма оставался прежним. Император Павел I вскоре после восшествия на престол, осенью 1796 года, издал указ, в соответствии с которым храм получил наименование всей гвардии собора. Однако в начале 1799 года статус храма понизили.

В связи с переводом Преображенского полка в другое место собор превратили в приходскую церковь. Только при Александре I собору вернули прежнее значение. Преображенский храм стоял спокойно ещё 19 лет, но 8 (20) августа 1825 года случилась трагедия.

Ремонтировавшие здание рабочие не уследили за жаровней с горящими углями, из-за чего заполыхал сначала главный купол, а затем и вся церковь. Сгорели все три иконостаса и купола, погибли некоторые иконы (те, что висели высоко). Когда огонь утих, от храма оставались лишь обгорелые стены.

При этом большую часть икон, богослужебные сосуды и иную утварь удалось спасти благодаря самоотверженным действиям клира и прихожан. Узнав о пожаре, император Александр I распорядился заново отстроить собор и лично выделил на эти цели 50 тысяч рублей. В палатке на месте храма организовали временную церковь.

Вскоре государь Александр Павлович скончался, и восстановление святыни происходило уже в годы царствования его брата — императора Николая I. Пока шла стройка, богослужения совершались в специально нанятом доме полковника Булатова, стоящем рядом. Строительством Спасо-Преображенского собора руководил специальный комитет под председательством великого князя Михаила Павловича, поручивший вести работы архитектору В.П. Стасову.

Закладка нового храма состоялась 26 августа (7 сентября) 1827 года.

До нас дошло свидетельство, относящееся к этому времени: «По распоряжению архитектора пятого класса Стасова начали производить в соборе Спаса Преображения разные работы: сломана паперть с северной и южной сторон крыльца; сверх того требует он, чтобы к 6 августа под паперть набить 160 свай, потом заготовить материал для закладки…

» Строительство удалось завершить в предельно сжатые сроки, на нём трудились не только рабочие, но и солдаты Преображенского полка. Уже к началу зимы 1828-1829 годов собор был готов. Его освящение митрополитом Санкт-Петербургским и Новгородским Серафимом (Глаголевским) состоялось 5 (17) августа 1829 года — спустя ровно 75 лет после освящения сгоревшего собора.

Император Николай I, как ранее царица Елизавета Петровна, преподнёс храму дар. Он передал ему ковчег, потир из яшмы и ризы, украшенные драгоценными камнями. Величественный пятиглавый собор, выполненный в стиле классицизма, сразу же стал одной из архитектурных доминант города. Крупнейший зодчий своего времени В.П.

Стасов, знавший толк в «гармонизации» городского пространства, стремился к тому, чтобы собор не прозвучал диссонансом в «хоре» окружающих его построек. Структура храма в общих чертах повторяла структуру его сгоревшего предшественника. От прежнего собора в новый «по наследству» перешли ковчег Елизаветы Петровны, Евангелия в дорогих окладах, два напрестольных золочёных креста. Своё место в храме заняла икона Божией Матери, завещанная императором Александром I.

Современники, видевшие, как стремительно вырос новый храм, говорили, что в Петербурге есть только два великих сооружения — Казанский и Спасо-Преображенский соборы. Примечательно, что в ходе строительных работ В.П. Стасову удалось сэкономить около половины выделенных денег.

Бережливость архитектора была по достоинству оценена Николаем I, пожаловавшим зодчему 1325 рублей и бриллиантовый перстень. Возле собора по проекту Стасова разбили сквер, окружив его в память о победе в русско-турецкой войне 1828-1829 годов уникальной оградой, основу которой составили стволы трофейных турецких пушек.

Рядом с храмом стояли принадлежавшие Преображенскому полку два единорога (старинные орудия ХVIII века) и 12 орудий, захваченных у османов. Военная тематика буквально била в глаз человеку, пришедшему в «гвардейский» храм. Стены фасадов были украшены не только «библейскими» скульптурами, но и воинскими символами.

Читайте также:  Именины матвея по православному календарю

Внутри находилась чудотворная Курская Коренная икона Божией Матери, которую куряне поднесли нашим воинам во время Отечественной войны 1812 года. Внутри собора также хранились многочисленные воинские трофеи. На стенах разместили бронзовые доски с именами офицеров полка, павших в сражениях.

В особых шкафах за стеклом были выставлены преображенские мундиры Александра I, Николая I, Александра II. Особо ценным экспонатом являлась сабля Александра II, которая была с ним в момент покушения на царя 1 (13) марта 1881 года. Площадь собора составляет 1180 квадратных метров, высота — 42,5 метра. Собор вмещает в себя до трёх тысяч человек.

Все части сложного по композиции здания гармонично связаны. Так, большой купол ровно вдвое выше поддерживающих его колонн. Ограда состоит из 102-х артиллерийских орудий, 34 из которых украшены двуглавыми орлами.

В последние десятилетия ХIХ века и в первые годы ХХ века жизнь Спасо-Преображенского собора была весьма насыщенной. Храм по-прежнему оставался обителью милосердия. С его амвона постоянно раздавались обращения к зажиточным прихожанам помочь более бедным согражданам, «милостыня бо от смерти избавляет и очищает всяк грех». В 1912 году было организовано Братство трезвости и целомудрия.

Ежегодно 6 августа (19 августа), в день Преображения Господня, когда отмечали престольный праздник соборного храма, у его стен разворачивался фруктовый базар. Любимым лакомством его посетителей были яблоки. Это и неудивительно — ведь Преображение Господне издревле называется в народе Яблочным Спасом. В 1886 году архитектор городской управы И.Б.

Слупский на средства прихожан возвёл в ограде часовню. Украшением её иконостаса стал список Тихвинской иконы Божией Матери в позолоченной ризе, покрытой драгоценными камнями. Уже в 1916 году архитектор С.О. Овсянников задумал устроить в храме усыпальницу офицеров, погибших на фронтах бушевавшей тогда Первой мировой войны. Но его идею в жизнь воплотить не успели.

Спустя год для собора, как и для всей страны, настали тяжёлые времена.

В 1918 году Спасо-Преображенский собор преобразовали в приходскую церковь. В 1920-е годы из него изъяли многие ценные иконы. Собор лишили знамён, орудий и военных трофеев, которые сначала передали в Артиллерийский музей, а позже, в 1950 году, — в Эрмитаж. Золочёных орлов с ограды, медальоны и крест с центральных ворот уничтожили.

В 1931 году бывшего настоятеля храма отца Михаила Тихомирова вместе с рядом других людей расстреляли по делу о незаконной отправке в Данию регалий Преображенского полка. В 1922-1926 и 1935-1944 годах собор пребывал в ведении обновленческих структур.

В 1939 году закрыли храм Спаса на Сенной, и бывшая церковь Преображенского полка стала главным обновленческим храмом Ленинграда. Во время 900-дневной блокады Ленинграда священнослужители храма организовали в подвалах храма бомбоубежище на 500 коек, снабжали блокадников свечами и кипятком, помогали раненым.

3 июня 1943 года газета «Ленинградская правда» констатировала: «Спасо-Преображенский собор пожертвовал на укрепление обороны страны три миллиона рублей». В 1946-1948 годах в храме работали реставраторы, поправляя фасады и интерьер. Дважды собору довелось выступить в роли «актёра».

В 1961 году шли съёмки фильма «Две жизни», и, стремясь к достижению исторической достоверности, с западной стороны ограды восстановили двуглавых орлов, а на центральных воротах — медальоны с крестами. Потом их убрали.

Спустя почти 30 лет Спасо-Преображенский собор сняли в картине «Собачье сердце», хотя вообще-то действие ленты происходило в Москве. Лишь в 2004 году на прежние места вернулись воссозданные двуглавые орлы, медальоны и крест. В наши дни Спасо-Преображенский всей гвардии собор остаётся одним из самых посещаемых храмов Петербурга.

Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №46, 2013 г.

Источник: http://sobory.ru/article/?object=01539

Образ Спаса Нерукотворного

Образ Спаса Нерукотворного находится на аналое у правого клироса. Он тесно связан с жизнью Императора Петра Великого и был его любимым образом.

Написанный, предположительно, в 1676 году для Царя Алексея Михайловича известным московским иконописцем Симоном Федоровичем Ушаковым, к Царю Петру образ перешел от матери, Наталии Кирилловны, и всегда сопутствовал ему в походах.

Это тот самый образ, пред которым Царь преклонял колена при основании Петербурга, испрашивая благословение Божие на новую столицу.

Происходило это так. После водосвятного молебна на Заячьем острове 16(27) мая 1703 года, в день Пресвятой Троицы, Государь самолично взял заступ и начал копать ров. Неожиданно — добрый знак — в небе появился орел, диковинная для севера птица.

В выкопанный ров опустили золотой ковчег с мощами апостола Андрея Первозванного, некогда посетившего эти места. Взяв три куска дерна, Петр положил их на крышку ковчега со словами: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь. Основан царствующий град Санкт-Питербурх».

Загрохотали пушки.

Был чудотворный образ Спаса с Петром и во время исторической Полтавской битвы, когда Император чудом остался жив. Три пули достались на долю Царя: одна пробила ему шляпу, другая попала в седло, а третья… несла ему смерть: ударила прямо в грудь; но Бог хранил своего помазанника: пулю удержал крест, бывший на груди Петра.

С родительской святыней Царь не расставался и на смертном одре — икона стояла у него в изголовье. Последние слова Государя пред кончиной были: «Верую, Господи, помоги моему неверию». Образ, по завещанию Государя, находился и при его погребении.

Позже Нерукотворенный Спас был помещен в домике Петра Великого на Петроградской стороне, в столовой, обращенной в часовню Спасителя.

Нескончаемые паломники текли сюда рекой, с верою в чудотворность царского образа. Петербуржцы так и говорили: идти ко Спасителю.

Благодарный народ, православные всех званий, возрастов и состояний, приносил к любимому образу бесчисленные пожертвования — иконы, оклады, кресты.

Светлым чувством благоговения к святыне были проникнуты все цари русские. Набожная Елизавета Петровна собственноручно написала молитву Спасителю «Господи, щедрый и милостивый», которую каждый раз читали на молебне перед иконой.

Она же именньгм указом 1 июля 1842 года повелела: «В день празднества Нерукотворенного Образа, 16 августа, казенных никаких работ не производить».

Этот образ ежегодно, в день Преполовения Господня, обносили крестным ходом вокруг Петропавловской крепости.

В прошлом веке почитатель святыни оставил глубоко проникновенное ее описание:  «Этот древний образ имеет чудный вид. С первого взгляда лик Спасителя кажется строгим, но когда всмотришься в него, в глазах видны необыкновенное смирение и кротость, глубина страданий и божественное величие.

Взор Христа устремлен в какую-то бесконечную даль, но в то же время вы чувствуете, что этот кроткий взор проникает и в вашу душу. В глазах Его заметна глубочайшая задумчивость. На челе, а еще более в глазах отражаются скорбь и сострадание.

Вид Спасителя вообще печальный и страждущий, но вместе с тем в лице Его сияет глубочайшее спокойствие… Щеки впалые, от сильной худобы заметны даже глазные впадины. На челе видны кровавые капли, еще как бы не запекшиеся: они как будто только что скатились из-под тернового венца.

Над бровями выступают страдальческие складки, так что как будто Страждущий не выдержал ужаснейшей боли; содрогнулся от нее, но все-таки удержал спокойствие духа до конца.

Вообще весь лик Спасителя покрыт неизъяснимым совершенством, так что взирая на Него, благоговеешь пред Спасителем, глубже чувствуешь свое ничтожество, яснее сознаешь свою греховность, и, умиляясь всею душой, невольно преклоняешь колена перед сим чудным образом Спаса.»

По преданию, эдесский правитель Авгарь, страдая от неизлечимой болезни — проказы, отправил в Иудею одного из своих слуг, Ананию, известного живописца, вручив ему письмо к Иисусу. До Авгаря дошел слух об удивительном Муже, Который одним лишь словом исцеляет любые болезни.

В своем письме Авгарь с глубокой верой просил Спасителя прийти в Едессу и даровать исцеление ему, ее правителю, в награду же обещал разделить с Ним царство. Правитель поручил Анании втайне от Иисуса написать Его Лик.

Живописец передал Христу письмо своего господина, однако написать образ Господа так и не сумел — ему не удавалось достичь сходства, несмотря на все старания. В утешение всевидящий Господь, зная о желании Авгаря, омыл Лицо Свое водой и утер Его чистым полотном (убрусом).

Когда же Он отнял убрус от Лица, то на полотне запечатлелся Его Божественный образ. Получив святыню, Авгарь поклонился ей и получил облегчение в болезни. После Вознесения Спасителя промыслом Божиим в Едессу пришел апостол Фаддей. Он крестил князя, и дом его, и весь город.

Выйдя из святой купели, Авгарь окончательно исцелился.

Из Едессы 16 (29) августа 944 года чудный образ был перенесен в Константинополь. С тех пор в этот день Церковь совершает празднование иконы.

Спас Нерукотворный прикровенно напоминает каждой кающейся душе об одном из главных событий в Священной истории. Человек, созданный по образу и подобию Божию, после грехопадения осквернил в себе образ Божий.

Но милостив Творец! В спасительных таинствах Матери-Церкви очищается душа грешника, соединяясь с Господом. «Истинный образ Божий всегда нерукотворен, — размышляет духовный писатель XIX века.

— Отсюда следует, что цель всех наших усилий, занятий, наук, должна состоять только в том, чтобы представить Богу наши души как чистый убрус, способный принять Божественное изображение».

После закрытия часовни на Петроградской стороне в январе 1930 года, древний образ перенесли в Свято-Троицкую церковь на Стремянной улице, а когда в 1936 году снесли и ее, — в Спасо-Преображенский собор.

Источник: http://preobragenskiy.cerkov.ru/2014/10/29/obraz-spasa-nerukotvornogo/

Спасо-Преображенский собор

г. Санкт-Петербург, Преображенская площадь, 1http://spaso-preobr-sobor.ru/

Собор Преображения Господня всей гвардии – классический архитектурный памятник первой трети XIX столетия, уникальность которого заключается в том, что службы здесь никогда не прекращались.

Историческая справка

Один из популярнейших у петербуржцев и гостей Северной столицы собор место своего расположения обрел неслучайно.

В послепетровскую эпоху в этом районе квартировался первый русский гвардейский полк, более известный как Преображенский.

Именно при его поддержке дочь Петра Великого смогла взойти на российский престол, в честь чего и повелела в знак признательности установить храм взамен местной съезжей избы.

Автором проекта, реализация которого стартовала в 1743 году, являлся Михаил Земцов. Императрица лично сделала закладку первого камня и даровала обители серебряный ковчег, она же руководила строительными работами, вникая в каждую мелочь.

Так по ее желанию структура собора образовалась в традициях русско-византийского стиля, которому свойственно пятиглавие. Преемнику Земцова Пьетро Трезини, внесшему изменения в первоначальный план постройки, прямо указывалось ориентироваться на формы глав московского Кремлевского Успенского собора.  

Церковь была задумана как 3-придельная. Главный престол назывался в честь Преображения Господня, второй – святого Сергия Радонежского, третий – во имя священномучеников Климента и архиепископа Александрийского.

Освящение храма архиепископом Сильвестром в качестве полкового собора состоялось в 1754 году. Образа для 5-ярусного иконостаса были созданы художником Миной Колокольниковым.

Внутреннее убранство обогащали ионические пилястры и изысканная лепка. В 1796 году, согласно приказу Павла I, сооружение приобрело статус «собора всей гвардии». 8 (20) августа 1825 года после пожара от храма остались одни стены.

Сохранились основные святыни, несмотря на утрату всех трех иконостасов.

Возрождение из пепла  

Восстановительные работы по проекту русского архитектора Василия Стасова начинаются в 1827-м и заканчиваются в рекордные сроки – зимой 1828 года. 5-главый Спасо-Преображенский собор, решенный в стилистике позднего классицизма, был освящен митрополитом Санкт-Петербургским и Новгородским Серафимом 5 августа 1829 года. С тех пор кардинально внешний вид его не менялся. 

Храм выполнен в форме двадцатичетырехгранного креста, имеет высоту 42,5 метра и занимает площадь 1 200 кв. метров. Одновременно в нем могут молиться 3 000 прихожан.

Источник: http://Peterburg.center/maps/spaso-preobrazhenskiy-sobor.html

Ссылка на основную публикацию